Внимание родителям!!!
Наша официальная группа ВКонтакте
 

Проголосуй за наш сайт

Внимание!Опрос!

В рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями образования в 2020 году - просим Вас принять участие в онлайн-анкетировании.

https://anketolog.ru/education_murmansk

  Ваше мнение очень важно для нас! Заранее благодарим за сотрудничество и надеемся на получении объективных данных!

Уважаемые родители!

Общественный совет при Управлении образования администрации ЗАТО Александровск приглашает Вас принять участие в опросе населения с целью независимой оценки работы дошкольных образовательных организаций.

перейти к опросу

Интернет - ресурс (сайт в сети "Интернет") http://semicvetiksad1.nubex.ru расположен на сервере, который находится на территории Российской Федерации

День за днем

Результативность педагога

Консультации

Методические разработки

 

Белова Екатерина Владимировна - тьютор.

Что такое тьюторство?

 

Тьюторство - новая в российском образовании педагогическая деятельность, которая в условиях инклюзивной системы образования становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка с ОВЗ системой сопровождения и поддержки. Педагогическая деятельность тьютора в дошкольных образовательных учреждениях заключается в организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации ребенка, включение «особенных» детей в общеразвивающую среду сверстников, формированию у них эмоционально- ценностного отношения к действительности.

Тьютор (ассистент воспитателя) - специалист, организующий деятельность по сопровождению ребенка, либо детей с ОВЗ в течении дня на фронтальных, и если есть необходимость, на индивидуальных занятиях, оказывающий помощь в выполнении тех или иных режимных моментов, всегда ориентирован на субъектность ребенка, учет его специфических индивидуальных особенностей, и его право самостоятельности. Сопровождая «следуя рядом вместе с кем-либо в качестве спутника», тьютор движется вместе с изменяющейся личностью ребенка, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку.

В МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»» города Гаджиева, тьюторское сопровождение оказывается трем детям с ОВЗ. Это дети разного возраста и с разными диагнозами.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в общеразвивающую среду.

Основные задачи тьютора – помочь самому ребенку, его родителям, педагогам и другим участникам образовательного процесса в налаживании коммуникативного взаимодействия, адаптации в образовательной среде, преодолении проблем и трудностей процесса формирования учебных навыков, навыков адаптивного поведения. Успех реализации данных задач - это всегда работа в междисциплинарной команде специалистов и воспитателей группы.

Социализация – процесс включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Для гармоничных отношений детей с особыми возможностями здоровья с социумом детского сада используются следующие направления работы :

Тьютор и его подопечный:

  • сформировать доверительные, эмоционально комфортные взаимоотношения;
  • быть его защитником, разрешать конфликтные ситуации между детьми;
  • «выразителем» либо переводчиком его желаний;
  • следить за его физическим и психологическим состоянием;
  • дозировать нагрузку, вовремя осуществлять смену деятельности.

Тьютор и воспитатель:

  • выстраивание    процесса    взаимодействия,    планирование    совместной деятельности;
  • совместная подготовка к занятиям, адаптация программного материала в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка;
  • возможность обсуждения особенностей характера, специфику поведенческих проявлений ребенка.

Тьютор и дети группы:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе, о чем дети говорят, во что играют;
  • объяснять детям, как общаться с «особенным» ребенком группы, выстраивать детскую коммуникацию на конкретных примерах;
  • наблюдать за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключать к общению подопечного;
  • если тема разговора касается особенностей подопечного - отвечать на вопросы детей, объяснять в доступной форме, в соответствии с возрастным восприятием.

Тьютор и родители:

  • установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
  • выстраивание позиции принятия всех особенностей ребенка, организация сотрудничества;
  • совместная позиция «на стороне ребенка»;
  • рассказывать родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
  • открыто   отвечает   на  вопросы  родителей,  осуществлять эмоциональную поддержку.

Родители и все участники образовательного процесса информируются о том, как проходит обучение и социализации ребенка, при необходимости проводятся консультации у специалистов учителя-логопеда, психолога.

В случае эмоциональных вспышек дезадаптивного поведения в нашем учреждении оборудована ресурсная комната, где ребенок может успокоится и отдохнуть. В комнате есть мягкий диван, где ребенок может полежать. Мини батут на котором можно попрыгать и скинуть накопившееся напряжение. Наборы игрушек и дидактические игры подобраны по возрасту, но убраны в контейнеры. Тут уютно, вся обстановка настраивает на успокоение.

«Особенные» дети, которым необходимо тьюторское сопровождение, страдающие сниженным уровнем внимания, слабой произвольностью и неустойчивыми структурами памяти. Учитывая эти особенности в подготовке к занятиям, используется яркий наглядный материал, различные по содержанию дидактические развивающие игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мыслительных операций, зрительно-моторных координаций, связной речи, лексико-грамматического строя речи.

На начальном этапе работы с «особенными» детьми, самое сложное это организовать их на занятиях. В силу своих особенностей, они не могут сразу понять бурной жизни и постоянных смен деятельности в новой обстановке детского сада. В данном направлении был отработан метод визуального расписания. На плотной бумаге прикрепляются картинки с конкретным  действием в соответствии с режимом. Картинки на липучках, их можно снять и прикрепить обратно. Ребенок сам убирает картинку, когда действие завершено и видит, что будет дальше. Завтрак, занятие, прогулка. Такой метод помогает снять тревожность и настраивает ребенка на упорядоченный ритм действий.

Следующий метод - это часы со звуковым таймером, благодаря которым у детей вырабатывается навык учебного поведения. Эти часы помогают им сориентироваться сколько времени осталось до конца занятия и, если зона еще красная, значит вставать нельзя, нужно подождать. Постепенно минутки добавляются и детки привыкают работать и выполнять задания.

В силу своих диагнозов, детям трудно общаться, выражать свои просьбы словесно. Для налаживания коммуникации мы используем метод PECS технологии. У нас оформлен достаточно большой альбом с карточками действий, обобщающими понятиями, карточками просьбами и карточками с фото пособий которые используются на занятиях в данный период. Эта технология альтернативной коммуникации позволила обучить детей проявлять инициативу и закрепила навык спонтанного произношения слов.

Таким образом, функции тьютора осуществлять контроль обучение своих воспитанников, постепенно расширяя их знания и адаптируя детей к обучению и воспитанию в группе сверстников. Есть первые положительные результаты систематической ежедневной работы. Дети стали более внимательными на занятиях. Повысилась усидчивость и заинтересованность. Снизилась импульсивность и расторможенность.

Выход тьютора из системы сопровождения или уменьшение его влияния является критерием его эффективности. Результативностью тьюторского сопровождения воспитанников считается повышение уровня самостоятельности тьютерантов. Мы верим в возможности своих подопечных и собственные силы!

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.